Задание 7 - формы слова

Формулировка задания: в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.  Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ
Ответ ______________________

Что следует знать для правильного выполнения задания?
Типичные ошибки в образовании грамматических форм имен существительных, прилагательных, числительных, глаголов.
          Нормативное образование и употребление падежных форм имен числительных.
    Образование падежных форм числительных
·         Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А: сорока, девяноста, ста.
·         У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). 
Примечание: в случае затруднения при склонении таких имен числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА: Р.п - нет пяти нот - двухсот, трёхсот, пятисот; Д.п.- пяти нотам - двумстам, трёмстам, пятистам; Т.п. - пятью нотами - двумястами, тремястами, пятьюстами; П.п. - о пяти нотах - о двухстах, о трёхстах, о пятистах
Обратите внимание на родительный падеж: в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ, ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ.
·         При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).
·         У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года.
·         При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.
·         Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.),  полутораста километрами (Т.п.).
   Употребление собирательных числительных
     Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
·         с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
·         с существительными дети, люди: четверо людей;
·         с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;
·         с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.
     Собирательные числительные не употребляются:
  • с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;
  • с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя.
Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного
  • числительное ОБА употребляется только с имена существительными мужского и среднего рода: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, 
  • числительное ОБЕ употребляется только с именами существительными женского рода: в обеих (ж.р.) комнатах
                       Образование некоторых форм имен существительных
     При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.
     Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся:

  • Названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;
  • Названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;
    • Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;
    • А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;
    • У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.
         Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
         Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.
         В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.
         Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.
         Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.
  •    Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных
        Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.
         Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: *более смелее, *самый смелейший, *более лучший, *более худший.
         Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

      Образование степеней сравнения наречий
       При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: *более быстрее.

        Образование некоторых глагольных форм
        В  литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).
    • Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).
    • В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.
    • Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).
    • Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета.
    Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.
    • Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.
    • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

    1.      Образование и употребление форм местоимений
    ·         Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).
    ·         Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.
    ·         Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.
    ·         Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
    ·         К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
    ·         После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
Что делаем?
Важно помнить!
  1. Определяем часть речи.
  2. Проверяем соблюдение морфологических норм.
Морфологические нормы
  • Следим за образованием формы Р.п. количественных числительных
Количественные числительные необходимо склонять! В косвенных падежах предпочтительнее количественные числительные: с двумя друзьями (а не с двоими друзьями), на двух санях (а не на двоих санях).
  • Следим за образованием формы собирательных числительных и их употреблением с существительными
Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительных оба (м.р., ср.р.) и обе (ж.р.).
  • Следим за образованием форм И.п. и Р.п. мн.ч. имен существительных
Существительные, называющие овощи и фрукты, национальности, парные предметы и др.
  • Следим за образованием форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!
  • Следим за образованием форм степеней сравнения наречий
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения!
  • Следим за образованием форм глаголов с чередованием в корне и возвратных глаголов
Глаголы в повелительном наклонении, глаголы с суффиксом –ну-, постфиксом -ся
  • Следим за образованием форм косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога
Н в личных местоимениях 3-го лица появляется только в косвенных падежах после предлогов
Именительный падеж множественного числа
                  -а, -я
                         -ы, -и
Борт –бортА
вЕксель – векселЯ
вЕнзель – вензелЯ
вОрох – ворохА
дирЕктор – директорА
инспЕктор – инспекторА
кАтер –катерА
кИтель – кителЯ
кУзов – кузовА
кУпол –куполА
Округ – округА
Ордер – ордерА
пАспорт – паспортА
профЕссор – профессорА
тЕнор – тенорА
фЕльдшер – фельдшерА
флЮгер – флюгерА
штАбель – штабелЯ
штЕмпель- штемпелЯ
шУлер - шулерА
бухгАлтер –бухгАлтеры
вОзраст – вОзрасты
грИфель – грИфели
грУнт – грУнты
диспЕтчер- диспЕтчеры
договОр – договОры
инженЕр – инженЕры
констрУктор – констрУкторы
лЕктор – лЕкторы
лИфт – лИфты
пОрт – пОрты
приговОр – приговОры
прожЕктор – прожЕкторы
редАктор – редАкторы
рЕктор – рЕкторы свИтер – свИтеры
сЕктор – сЕкторы
склАд – склАды
слЕсарь – слЕсари
снАйпер – снАйперы
тОрт – тОрты
трЕнер – трЕнеры
флОт – флОты
фрОнт –фрОнты
шофЕр – шофЕры
штаб – штАбы
штУрман - штУрманы
Родительный падеж множественного числа с окончаниями –ов и нулевым окончанием от существительных мужского и среднего рода.
                              Названия  национальностей
                       -ов
                       нулевое
бедуИны – бедуИнов
казАхи – казАхов
калмЫки – калмЫков
киргИзы – киргИзов
монгОлы – монгОлов
таджИка – таджИков
тунгУсы – тунгУсов
узбЕки – узбЕков
хорвАты – хорвАтов
якУты -якУтов
армЯне – армЯн
башкИры – башкИр
болгАры –болгАр
бурЯты – бурЯт
грузИны – грузИн
лезгИны – лезгИн
осетИны – осетИн
румЫны – румЫн
 татАры – татАр
 тУрки – тУрок
туркмЕны – туркмЕн
цыгАне - цыгАн
                                                          Запомнить!
Слова гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан и под. При существительных, обозначающих воинское соединение, имеют в родительном падеже множественного числа нулевое  окончание 
( эскадрон гусар, отряд улан), однако при обозначении отдельных лиц имеют окончание –ов (пять гардемаринов, несколько гусаров)
                             Названия предметов и явлений
                     -ов
                   нулевое
браслЕты –браслЕтов
брелОки-брелОков
габарИты – габарИтов
купОны –купОнов
нЕрвы – нЕрвов
рЕльсы - рЕльсов
местА – мЕст
Окна – окОн
СтЁкла - стЁкол
                                         Растительный мир
                                     -ов
                   нулевое
абрикОсы – абрикОсов
ананАсы – ананАсов
апельсИны – апельсИнов
баклажАны – баклажАнов
банАны – банАнов
георгИны – георгИнов
гранАты –гранАтов
мандарИны –мандарИнов
помидОры – помидОров
томАты -томАтов
Яблоки - Яблок
сливы - слив
дыни - дынь
                                           Единицы измерения
                              -ов
                       нулевое
бАйты – бАйтов
гектАры – гектАров
грАммы – грАммов
децибЕлы – децибЕлов
карАты – карАтов
килогрАммы- килогрАммов
киломЕтры - киломЕтров
ампЕры –ампЕр
аршИны – аршИн
бИты – бит
вАтты – ват
вОльты – вОльт
радиАны – радиАн
рентгЕны – рентгЕн
                                             Парные предметы
                              -ов
                         нулевое
Боки – боков
брОнхи – брОнхов
джИнсы – джИнсов
гОльфы – гОльфов
клИпсы – клИпсов
носкИ - носкОв
ботИнки – ботИнок
вАленки – вАленок
плЕчи – плеч
погОны – погОн
сапогИ – сапОг
чулкИ – чулОк
шОрты - шорт
Родительный падеж множественного числа  от существительных среднего рода на –ье и женского рода на –ья.
Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ье без ударения, и женского рода на –ья  без ударения имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание (ий)
                     ср.р, -ье
                      ж.р, -ья
гулЯнье –гулЯний
застОлье – застОлий
кУшанье – кУшаний
новосЕлье – новосЕлий
ожерЕлье – ожерЕлий
раздУмье – раздУмий
сидЕнье – сидЕний
снАдобье – снАдобий
солЕнье – солЕний
ущЕлье - ущЕлий
Армия – Армий
аудитОрия – аудитОрий
бегУнья – бегУний
гОстья – гОстий
колдУнья – колдУний
олАдья – олАдий
плясУнья – плясУний
эскадрИлья – эскадрИлий
Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже множественного числа на –ье под ударением, женского рода на –ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ей
                    ср.р -ье
           ж.р и общ.р. -ья
ружьё – рУжья – рУжей
питьё – питьЯ – питЕй
копьЁ – кОпий (запомнить!)
полыньЯ – полыньИ – полынЕй
статьЯ – статьИ – статЕй
судьЯ – сУдьи – сУдей
ничьЯ ничьИ -ничьИх –(запомнить!
ничья –сущ, склоняется как местоимение)
Родительный падеж множественного числа от существительных среднего рода на –це
                       -ец

Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным  значением сохраняется окончание -ев
блюдце – блюдец
зеркальце – зеркалец
копытце – копытец
одеяльце – одеялец
полотенце – полотенец
сердце – сердец
Запомнить! Солнце - солнц
болотце – болотцев
деревце –деревцев
кружевце – кружевцев
оконце - оконцев
Родительный падеж множественного числа с нулевыми окончаниями и окончанием –ей от существительных женского и общего рода
                         нулевое
                           -ей
вАфля – вАфель
пЕтля –пЕтли – пЕтель
потЕря – потЕрь
тУфля – тУфель
бАржа – бАржи – бАрж
копнА –кОпны – копЁн
кочергА – кочергИ – кочерЁг
манжЕта – манжЕт
обОйма – обОймы – обОем
пеленА – пелЁн
серьгА – сЕрьги –серЁг
сиротА – сирОты - сирОт
рАспря – рАспри – рАспрей
вЕдомость – ведомостЕй
лОпасть – лопастЕй
мОщность – мОщностей
Отрасль –Отрасли – Отраслей
скАтерть – скАтертей
скОрость – скоростЕй
чЕтверть – четвертЕй
Родительный падеж от существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе
              -ей
                -ов
             нулевое
бУдни – бУдней
дрОвни – дрОвней
кОзни – кОзней
пельмЕни – пельмЕней
Ясли - Яслей
вЫборы – вЫборов
дебАты – дебАтов
джинсы – джИнсов
зАморозки – зАморозков
кулуАры – кулуАров
манЕвры – манЕвров
мУскулы – мУскулов
нАрды – нАрдов
очИстки – очИстков
сОты – сОтов
чИпсы - чИпсов
зрАзы – зраз
жАбры – жабр
канИкулы – канИкул
лосИны – лосИн
макарОны – макарОн
невзгОды – невзгОд
окОвы  - окОв
сардИны – сардИн
Узы – уз
шОрты – шорт
шпрОты - шпрот
 ГЛАГОЛЫ.

Запомните трудные формы:
выздоровеют, опостылеют, опротивеют
чтить - чтут ( допускается – чтят)
стлать ( -ся)- доп. стелить(-ся)
ездить – ездит, ездят
мучить, мерить.
лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь
чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят
жечь — жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут
(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)
Запомните формы настоящего и будущего времени:
внимать – внимают (внемлют- поэтич.)
глодать – гложет
дремать – дремлет
кликать – кличет
клокотать - клокочет
колыхать – колышет
кудахтать - кудахчет
махать – машет,
мурлыкать – мурлычет,
плескать - плещет,
полоскать - полощет
рыскать – рыщет
сыпать - сыплет
трепать – треплет
хлестать - хлещет
щипать — щиплет
лечь - лягу, ляжет, лягут
течь – теку, течёт, текут
беречь - берегу, бережёт, берегут
Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут
возникнуть – возник
высохнуть – высох
исчезнуть – исчез
погибнуть - погиб
привыкнуть – привык
промокнуть – промок
проникнуть – проник
( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)
Запомните:
глохнуть – глох
достигнуть – достиг,
киснуть – кис,
пахнуть – пах,
подвергнуться - подвергся,
вянуть – вял.
Запомните некоторые формы повелительного наклонения:
лечь – ляг, лягте
сесть – сядь, сядьте
резать – режь, режьте
мазать – мажь, мажьте
ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).
Но при отрицании : не езди, не ездите.
пойти – пойдёмте, пойдём

Запомните  наиболее часто встречающиеся примеры в задании № 7.

Существительные
Числительные
любимые профессора
в двухстах метрах
греческих богинь
в полутора часах
несколько ножниц
из полутора метров ткани
хорошие доктора
пять барышень
умелые повара
до тысяча восемьсот двенадцатого года
несколько яблок
в обеих руках
лежат на шкафу
обоих студентов
пять кочерёг
до тысяча девятьсот пятого года
пара туфель
шестьюстами учебниками

несколько пар туфель
с тремястами бойцами
домашняя туфля
о трёхстах участниках
несколько полотенец
в трёхстах метрах
новые выборы
на триста пятьдесят седьмой странице
косвенных падежей
четырьмястами студентами
здоровые дёсны
свыше четырёх тысяч метров
об аэропорте
в течение тридцати пяти минут
уважаемые директора
с пятьюдесятью рублями
спелых абрикосов
семьюдесятью процентами
несколько мандаринов
почти в ста странах
новых полотенец
с семьюстами метрами
много облаков
четырьмястами рублями
пара ботинок
четырьмястами рублями
ряд критериев
пятьюстами тридцатью тремя метрами
несколько яблок
в тысяча девятисотом году
новых джинсов
две седьмых
пачка макарон
более полутораста зрителей
сладких помидоров
о полутора часах
молодые бухгалтеры
Глаголы
пять граммов
быстро выздоровеет
пропуска на предприятия
выправь текст
согласно графику
мокла под дождём
в боку
поезжай побыстрее
благодаря решению
поезжай вперёд
две пары чулок
поезжайте в город
три пары носков
заезжай завтра
опытные шофёры
хорошо проповедует
пара ботинок
жжёт костёр
двух пар ботинок
зажжёт фейерверк
согласно тарифу
совсем озяб
часовые пояса
оденьтесь теплее
среди грузин
одень ребёнка
пять блюдец
высохла шапка
все возрасты
лягте на пол
ряд критериев
лажу по крышам
килограмм вафель
разожжёт костёр
почерк
прополощи бельё
много вишен
попробуем
опытные тренеры
пусть попробует
килограмм помидоров
попробует торт
около двух килограммов
мокла под дождём
лучшие парикмахеры
лягте на коврик
все возрасты
насмехаться
милых барышень
разъезжайтесь
современных кухонь
поскользнуться
пара варежек
посади дерево
модных серёг
надень перчатки
несколько сотен
зажжётся огонь
почётные титулы
поймать кошку
банка сардин
полощет рот
нет заморозков
полощет бельё
старых басен
клади на место
полки для кухонь
жаждет славы
новые компьютеры
насквозь промок
новый шампунь
помашите отъезжающим
дальние деревни
Степени сравнения
вместе с детьми
наиболее решительно поступил
тонкий тюль
наиболее уместно
летних каникул
богатейший выбор
без погон
пришёл более поздно
варка макарон
чудеснейшим образом
песни цыган
товары дешевле
взвод солдат
жёстче дерева
жареные тетерева
фильм интереснее
около трёх аршин
менее значительный
по приезде в город
более глубокий конфликт
горячие супы
петь ещё звонче
иностранные паспорта
самый молодой
все инженеры
более высоко прыгнуть
уборка яслей
серьёзнейшее замечание
несколько яблонь
эта работа более хорошая
Причастия
повеселее
обгрызенное яблоко
наисложнейший
обгрызенная груша
длиннее
полощущий бельё
более резкое движение
запрещающий игры
наиболее интересный
Деепричастия
торт менее сладкий
смотря вперёд
наилучших снимков
почитав рассказ
повеселее
не проронив ни слова
Местоимения
Наречие
на их территории
поделить напополам
их письма
по их указанию
Степени сравнения качественных имён прилагательных и наречий.
Прилагательные.
Наречия.
Красивый.
Красиво.
Красивее.
Красивее.
Более красивый.
Боле красиво.
Красивейший.
Красивее всех.
Самый красивый.
Красивее всех.


Удачи на экзамене!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий