Памятка
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ.
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ.
Что такое проблема?
1. Первая часть
(соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем,
поставленных автором текста (желательно, самой главной).
Проблема — это сложный практический или теоретический
вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей
среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Выделяют различные категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые общие
особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются
устройства и жизни общества.
Политические проблемы связаны с
деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические
проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные
(этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми
руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем,
каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.
Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии
и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной
идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она
охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные
ситуации.
Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно
обозначить следующим образом:
1) С помощью речевых клише:
Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание
какой-либо проблеме.
Можно: над какой-либо проблемой думать, работать.
Какая-либо проблема
возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо
проблему
Очень выигрышно
проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,
Что
такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?
Над
этими вопросами размышляет NN в
своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или
Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли
нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких
людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не
оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чести
и бесчестия в ...
Тебе поможет начать сочинения и такая
фраза:
Проблема, обозначенная таким-то автором,
заключается в следующем: …
2.Можно записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и так далее.
2.Можно записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и так далее.
Итак, надо быть
внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема
ставит под удар содержание всего сочинения!
При
выявлении проблемы можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную мысль автора в виде
законченного предложения.
2. Подумайте, на какой
вопрос отвечает это предложение.
3.
Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Например, автор текста убеждает нас в том, что знание
истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит,
соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что
дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать
историю?
2. Что значит
«прокомментировать» проблему?
Попробуй ответить на вопросы:
- Насколько
актуально то, о чём пишет автор?
- Кому и в
каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- По
возможности коснись истории вопроса.
- Постарайся
передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а
сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь
использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум
два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально
«наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не
сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же
начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это,
простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у
нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья?
А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь
пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу.
А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»
2) от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт
А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема
в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что
было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре
своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение
ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и
рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше
время, злободневной, философской,
глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой)
автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической
литературы, приводит высказывания
такого-то и пр.)
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет
собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать содержание комментария можно с
помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале автор раскрывает
проблему?
• На чем заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает автор?
Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изображаемому?
В чем это проявляется?
• Какие средства выразительности помогают выявить
авторское отношение к проблеме?
2. При концепционном комментарии в центре
внимания
интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений
поданному
вопросу и т.п. Найди ответы на следующие вопросы:
• К какому типу принадлежит эта проблема?
(Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее
значимость для общества?
• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода
занятий и т.п.?
• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы
рассматривает автор?
• К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае комментарий
должен опираться на прочитанный текст.
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки
проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора.
В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция
автора заключается в том, что...
Часто
повествование в тексте ведётся от первого лица. В этом случае следует обратить
особое внимание на разграничение понятий
«автор» и «рассказчик». Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том
числе и самого себя. Но в композиции словесного произведения даже самый
близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика.
Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В
частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора.
Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической
ошибке
3. Как выявить
позицию автора?
Позиция автора - это вывод, к которому
приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Если проблема текста
формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос,
поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь
ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор,
создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию,
поступки героев?»
Авторская позиция может быть явной, когда
в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к
читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее
выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать
сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении
позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные
поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали,
то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.
Сформулировать
позицию автора помогут типовые конструкции:
• Позиция автора такова:...
• Автор считает, что...
• Автор стремится донести до читателя мысль о
том, что...
• Автор убеждает нас в том, что...
• В тексте доказывается мысль о том, что...,
• Основная мысль текста заключается в том,
что...
• Хотя позиция автора не выражена явно, логика
текста убеждает читателя в том, что...
Следует помнить, что в любом случае комментарий
должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Конкретизировать
содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чем заостряет внимание?
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
- Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно
помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а
комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Позиция автора публицистического
текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить
авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее
знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их
анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им
проблеме.
Можно написать:
«Невозможно не согласиться с точкой зрения
автора на (указываем проблему)»
Если ты не
согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно.
Например так: «При всём моём уважении к
авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я
всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я
попытаюсь опровергнуть его мнение).»
Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться
и такими оборотами:
Автор
- посвящает свою статью;
- полемически заостряет проблему;
- эмоционально воздействует на читателя;
- делает читателя своим союзником;
- образно воссоздаёт картину происходящего
(изображаемого);
- раскрывает сущность поставленных проблем;
- точно формулирует мысль;
- заставляет читателя задуматься над проблемой;
- показывает злободневность рассматриваемой им
проблемы;
- пытается найти причины негативных (позитивных)
явлений;
- убеждает читателя в правоте своей позиции;
- пытается найти в читателе единомышленника;
- ставит ряд нравственных вопросов, требующих
немедленного разрешения;
- пишет интересно и ново о старых проблемах;
- говорит с тревогой о наболевших проблемах;
- открыто заявляет о своей гражданской позиции по
отношению к …
4. Как
аргументировать свою позицию?
Аргументация - это приведение доказательств,
объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями
(читателями) или собеседником.
Аргументы - это доказательства,
приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения -
словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская
позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или
опровергнуть мнение автора.
Существуют различные виды аргументов (логические,
психологические, иллюстративные).
Логические аргументы
- это
доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
• научные аксиомы;
• положения законов и официальных документов;
• законы природы, выводы, подтвержденные
экспериментально;
• заключения экспертов;
• цитаты из авторитетных источников;
• показания очевидцев;
• статистические данные;
• примеры из жизни или художественной литературы.
Психологические аргументы - это доводы, которые
вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное
отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
• эмоциональная убежденность пишущего;
• ссылки на авторитетные источники (цитаты,
афоризмы, пословицы);
• примеры, вызывающие эмоциональный отклик
адресата;
• указание на положительные или негативные
последствия принятия тезиса автора;
• апелляция к общечеловеческим нравственным
ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).
Иллюстративные
аргументы. Важным элементом аргументации
являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
При опровергающей аргументации возможны два варианта:
1) вы подбираете два аргумента, опровергающие
истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль,
противоположную авторской);
2) формулируя собственную позицию по проблеме,
пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.
В этой части работы вы должны строго
следовать правилам построения текста-рассуждения
. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или
изменить мнение. Для этого используется логически стройная система
доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три
части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать
позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами
проблеме.
Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо
обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства,
приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения —
словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно
поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают
аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом,
если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите
внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора,
использованные в тексте, а привести свои.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том,
что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его
аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно
тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Критерий 4 гласит:
Экзаменуемый
выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором
текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его
(привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной,
публицистической или научной литературы)
Приводя аргументы из жизни окружающих, ты
можешь написать:
Помню, как-то мама (отец бабушка, друг,
знакомый и т. д.) рассказывали, как…
Мне кажется, этот случай убеждает нас в том,
что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример
является её доказательством).
Если приводишь в качестве аргумента
собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами:
Конечно, мой жизненный опыт пока очень
небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:
ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный
жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник,
знакомый) …
Традиционно-исторический опыт позволяет
сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает
твою аргументацию довольно сильной.
Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно
обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного
общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть
пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов
состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний,
который всегда больше, чем у отдельных лиц.
«Третья сторона» может
быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно
сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель,
выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за
гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д.
И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк
скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено
японскими учеными... и т. п.
Обращение к читательскому опыту –
сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае,
если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать
фактических ошибок.
Например: Что значит быть высоконравственным
человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому,
чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть
вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев
романа»Война и мир» Льва Николаевича
Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились
стать лучше, добрее, чище…
Когда вы будете
обращаться к русской классической литературе,
запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или,
говоря, допустим, о
М. И. Цветаевой,
нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте
их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но
не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать
корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.
При
работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию
своего мнения, можно воспользоваться
такой схемой:
Я думаю,
что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной,
злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться
с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)
Действительно, каждый
___________________________________________________________
,
Так как, во –первых,
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Во-вторых,
___________________________________________________________________.
И наконец,
___________________________________________________________________.
Таким образом,
________________________________________________________________
Используйте в сочинении вводные слова и
предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не
вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать
собственноё видение проблемы и др.
Можно воспользоваться и такими выражениями:
NN открыл для меня новый
взгляд на проблему…, помог мне по0новому взглянуть на….
Словно повторил
мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.
Закончив ту
часть сочинения, в которой ты приводил собственную аргументацию, выражая
согласие или несогласие с позицией автора, НЕ ЗАБУДЬ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, НАПИСАТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
и только черной гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии
работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.
УДАЧИ!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий