СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ
Стиль текста |
Описание стиля |
Функции |
Где
используется |
1.
Научный стиль |
Логичен,
направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и
предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова,
существительные, в основном, абстрактные. |
Информационная,
обучающая, доказательная: Сообщение, научное
объяснение |
Учебная
литература, методический материал, научные работы, справочники, научная статья,
отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный
доклад, лекция |
2.
Публицистический стиль |
Призван
влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до
широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально
окрашенная. |
Информационная,
мотивационная: Воздействие и убеждение с целью формирования
какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения
внимания к важному вопросу |
Статьи,
очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3.
Официально-деловой стиль |
Служит
для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве,
делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы,
информация передана в сжатом виде. |
Информационная: сообщение,
информирование |
Официальные
документы: нормативно-правовые акты, справки, заявления, доверенности,
расписки, информационные письма, жалобы, приказы. |
4.
Художественный стиль |
Воздействует
на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора,
использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется
образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. |
Информационная,
эстетическая: Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя |
Стихи,
поэмы, романы, рассказы, пьесы, сценарии. |
5.
Разговорный стиль |
Передаёт
речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и
просторечная лексика. |
Информационная: непосредственное
бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам |
Диалоги,
личный блог |
Найти
ответы на каждый из вопросов:
Зачем говорится? О чём говорится? Где говорится? С кем говорится?
(функция) (тема) (сфера применения)
Отличие
публицистического стиля от научно-популярного
Научный
стиль доносит научные идеи научному сообществу,
научно
- популярный стиль – понимание задач науки в массах,
публицистический стиль доносит различные социально- политико-идейные аспекты до любого читателя.
ТИПЫ
РЕЧИ
Описание —
это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление
действительности путем перечисления его постоянных или одновременно
присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать
на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше
всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов
(существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются
в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности,
изобразительности описания — и в форме настоящего времени.
Широко используются синонимы — определения (согласованные и
несогласованные) и назывные предложения.
Виды описаний:
портрет, пейзаж, предмет, интерьер.
План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод.
Описание — это мир в покое (одна фотография) |
Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3)
авторскую оценку, вывод, заключение |
Разновидности описания: 1)
описание предмета, человека (его характеристика) |
Какой он? |
2)
описание места |
Где что
находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) |
||
3)
описание состояния окружающей среды |
Каково
здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) |
||
4)
описание состояния лица (человека) |
Каково
ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе
и т. д.) |
Повествование — это тип
речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной
последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга
действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на
нескольких кадрах фотоаппарата).
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет
другой) |
Типичная
композиция
повествовательных текстов включает: |
Разновидности
повествования: |
В текстах повествовательного типа особая роль
принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного
вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование
помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и
пространстве.
План: предыстория событий (м. б., описание места
действия, сообщение о времени и действующих лицах), завязка, развитие событий,
кульминация, развязка, заключение (эпилог). В конце делается вывод.
Повествование может включать элементы описания и рассуждения.
Рассуждение —
это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо
положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений,
оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Рассуждение — это
мысли о мире, а не сам мир |
Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или
опровержения); |
Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство |
Почему так, а не иначе? Что из
этого следует? |
2) рассуждение- объяснение |
Что это такое? (Толкование
понятия, объяснение сути явления) |
||
3) рассуждение- размышление |
Как быть? Что делать? (Раздумья
над различными жизненными ситуациями) |
Рассуждение
помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более
убедительной.
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением
достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо
один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных
вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование
и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами
рассуждения и т. п.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
1)
автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный
момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?)
Описание: перечислены признаки
увиденной персонажем картины;
2)
Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить
действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?)
Повествование: последовательно описаны действия
и состояния персонажей;
3)
Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи
явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?)
Рассуждение: даны размышления персонажа
Комментариев нет:
Отправить комментарий