Возможная формулировка задания: из предложений выписать фразеологизм; найти и выписать слово с указанным значением; выпишите синоним к указанному слову; выпишите неологизм; найдите и выпишите диалектизм...
Ученики должны работать с лексическим значением слова. В тексте может быть не одна идиома, а несколько. Одну из них и надо выписать, опираясь на её лексическое значение.Ученику необходимо знать лексические средства выразительности речи.
Ниже представлены основные лексические средства речи.
Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
· Контекстные антонимы - именно в контексте они являются противоположными. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень (А.С. Пушкин)
· Синонимы – слова, близкие по значению.
· Контекстные синонимы – именно в тексте они являются близкими по значению, вне контекста близость
теряется.Желать – хотеть. На поляну вышел лось. Зверь втянул ноздрями
воздух…
· Омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Ключ – замочный и скрипичный ключ.
· Паронимы - близкие по звучанию, но имеющие разные значения слова. Глиняный – глинистый.
· Диалектизмы – слово или сочетание слов, бытующие в определенной местности и
употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, чувяки.
· Жаргонизмы – слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы,
принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся
людьми, объединенными общностью интересов, привычек, занятий. Голова – тыква, кумпол, кастрюля.
· Профессионализмы – слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз.
· Термины - слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки,
техники. Морфология, синтаксис.
· Заимствованные слова – слова, пришедшие из других языков. Президент, приоритет.
· Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и
структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой – лицемерить.
· Книжная лексика – слова, характерные для письменной речи, имеющие особенную стилистическую
окраску.Бессмертие, стимул, превалировать.
· Просторечная лексика – разговорные слова, отличающиеся некоторой грубоватостью. Балбес, дурак.
· Неологизмы – новые слова, возникающие для обозначения новых понятий.
· Индивидуально-авторские
неологизмы - слова, придуманные непосредственно
автором текста. Паспортина(В.Маяковский)
· Архаизмы – слова, вышедшие из активного употребления, вытесненные из современного
языка другими, обозначающими те же понятия. Ибо - потому, ежели –
если.
· Экспрессивно-эмоциональная
лексика.
1. Разговорная - слова, имеющие несколько сниженную стилистическую окраску, характерные
для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун.
2.
Эмоционально-оценочного характера - имеющие как
позитивный, так и негативный оттенок. Прелестный, отвратительный.
3. Слова с суффиксами
эмоциональной оценки. Зайчонок. Волчище.
Эти же лексические средства выразительности могут встретиться в задании 26.
Комментариев нет:
Отправить комментарий