Задание 9 - правописание корней

Образец задания 9 
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ар…стократия, г…рнизон, предпол…жение
2)прим…нать(траву), бл…стела трава, пон…мать (дело)
3)подн…мается (туман), заг…релый юноша, степные ск…куны
4)яркие з…рницы, покл…нился, выг…рает на солнце

5)чудесное тв…рение, зар…внять яму, уд…рёт без оглядки

Ответ: 2, 3, 4, 5 
 Как видите, ответов может быть любое количество (и 1, и 4)
Справочная информация
Безударные гласные в корнях слов могут быть разными:
·         проверяемыми,
·         непроверяемыми,
·         чередующимися.
Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай  правила, рассмотри примеры.
Для верного выполнения задания  требуется  уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.
Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно распознавать  орфограмму.
Как выполнять задание?
1.       Перед тобой 5 строк. Прочитай их внимательно.
2.      Узнай слова с чередующимися гласными в корне и 
исключи строчки с такими словами из сферы внимания.
3.      Практически на этом выполнение задания окончено. 
Осталось лишь проверить правильность выбора, 
подобрав к словам в оставшихся строках проверочные слова.

Список из 20 корней с чередующимися гласными нужно выучить. Найдёшь его в конце страницы. 

Проверяемые безударные гласные в корне: 
трава´— тра´вушка
Такие слова требуется найти для ответа на задание 8.
В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением. 
Как проверить? 
Подобрать то же самое слово, но в другой форме: трава – травы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: трава´— тра´вушка
Не путай:
Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:
·         слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
·         слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
·         глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать
Различайте слова:

Покарать за измену (кара)
Поласкать собаку (ласка)
Тачать сапоги (обтачка)
Поседеть к старости (сед)
Примерять пальто (мерить)
Развевать ветром (веять)
Навевать печаль (навеять)
Скрепя сердце (скрепка)
Освещение в доме (свет)
Разредить посадки (редко)
Покорять города (покорный)
Полоскать белье (полощет)
Точить карандаш (точит)
Посидеть в кресле (сидя)
Примирять враждующих (мир)
Развивать способности (развитие)
Навивать локоны (навить)
Скрипеть стулом (скрип)
Освящение храма (свято)
Разрядить обстановку (разрядка)

Важно помнить!
    Не каждую безударную гласную в корне можно проверить ударением, поскольку, кроме проверяемых, есть гласные чередующиеся (написание их подчиняется особым правилам) и вообще не проверяемые с помощью правил.
    Сравните: проверяемые гласные: искоса – косо, кассир – касса; непроверяемые: каскад, костюм; чередующиеся: касаться, коснуться (написание зависит от суффикса –а-).
    Словарные слова надо запомнить.

Непроверяемые безударные гласные в корне: 
соба´ка, карака´тица, камо´рка 
Совет №1: для всех
Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!
Совет №2: готовящемуся к ЕГЭ:
Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.
Чередующиеся гласные в корне
Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание 8.
  1. Правописание гласных в корне – в зависимости от ударения
Корни слов
Под ударением
Без ударения
-ГАР- / -ГОР-
А: загар, нагар
О: обгореть
-ЗАР-/ -ЗОР-
А: зарево
О: зорька
А: заря, озарить
-КЛАН-/ -КЛОН-
А: кланяться
О: поклон
О: поклонение
-ТВАР-/ -ТВОР-
А: тварь
О: творчество
О: творение
Исключение: утварь

2. Правописание гласных в корне – в зависимости от последующей буквы

Корни слов
Пишется А
Пишется О
-ЛАГ-/ -ЛОЖ-
Перед Г: предлагать
Перед Ж: предложить
-КАС-А-/ -КОС-
Перед суффиксом –А-: прикасаться
Перед Н и любыми другими суффиксами, кроме –А-: прикоснуться
-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС-
Перед согласными СТ, Щ: растение, выращивать
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль
Перед С: подрос, заросли
-СКАК-/ -СКОЧ
Перед согласной К: скакать
Исключения: скачу, скачок
Перед согласной Ч: вскочить, выскочить
 3. Правописание гласных в корне – в зависимости от значения слова

Корни слова
Пишется А
Пишется О
-МАК- / -МОК-
В глаголах со значением «погружать в жидкость»: макать (хлеб в мед), обмакнуть (перо в чернила)
В словах со значением «пропускать жидкость»: промочить (ноги); непромокаемый (плащ)
-РАВН- /-РОВН-
В словах со значением «равный, одинаковый»: сравнить (с чем-нибудь), равняться (на кого-либо), равновесие
Исключение: равнина
В словах со значением «ровный, гладкий»: ровнять (дорогу), подровнять (грядку)
 4. Правописание гласных Е/И в корне – в зависимости от суффикса –А-

Корни слов
Пишется Е
Пишется И

Если за корнем нет суффикса
–А-
Если за корнем стоит суффикс –А-
-БЕР-/-БИР-
соберу
убирать
-МЕР-/-МИР-
замереть
замирать
-ТЕР-/-ТИР-
растереть
растирать
-ПЕР-/-ПИР-
запереть
запирать
-ДЕР-/-ДИР-
раздеру
раздирать
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ
блестеть
блистать
-СТЕЛ-/-СТИЛ-
расстелить
расстилать
-ЖЕГ-/-ЖИГ-
поджечь
поджигать
-ЧЕТ-/-ЧИТ-
вычет
Исключение: сочетание
вычитать
 5. Запомните правописание слов с корнями

-ПЛАВ-
-ПЛОВ-
-ПЛЫВ-
плавать
плавучий
поплавок
плавник
пловец
пловчиха
пловцы
выплывать
плывун
выплывающий
 6. Малопродуктивные чередования    А(Я)/ ИМ(ИН)
    Внять – внимать, занять – занимать, поднять – поднимать, нажать – нажимать, начать – начинать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий