Выполняя задание 25, не нужно:
·
оригинальничать;
·
стремиться поразить мир глубинами
мудрости, знаний, интеллекта;
·
вступать в острую полемику с миром
взрослых, общественными устоями;
·
оспаривать общепринятые
нравственно-этические ценности;
·
пытаться самоутвердиться, критикуя
автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения;
·
демонстрировать недавно приобретённые и,
возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик,
индивидуальность, нестандартность;
·
писать многостраничное исследование
современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных,
экологических и других проблем.
Всё это вы могли делать в декабрьском сочинении, введённом в
2014—2015 учебном году.
Задание 25 не предусматривает порыва эмоций и полёта фантазии. Поверь, их
никто не оценит, точнее, и оценивать не станет. Рассматриваться будет лишь
соответствие написанного тобой текста установленному набору требований (смотри
таблицу оценивания К1 – К12). Отсюда следствие: хочешь высокий балл за
сочинение, пиши так, как это требуется.
Дельные советы. Как писать сочинение?
1. Начни с внимательного прочтения текста и обдумывания
компонентов будущей работы. Необходимые формулировки фиксируй в черновике.
Сделать этот шаг — значит определиться, что писать, продумать содержание
работы.
2. Пошаговые действия:
·
внимательно, вдумчиво, если это
необходимо, несколько раз прочитай предложенный текст;
·
определи главную (основную,
основополагающую) идею, кратко сформулируй её, запиши свою формулировку;
·
продумай комментарий к проблеме;
·
определи позицию автора, сформулируй его
отношение к проблеме;
·
продумай свою позицию, сформулируй своё
мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (полное
согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение);
·
подбери и сформулируй не менее двух
ссылок на примеры из художественной литературы, публицистики,
общественно-культурной жизни общества, истории и т.п., которые имеют прямое,
непосредственное отношение к рассматриваемой автором проблеме и иллюстрируют,
объясняют, помогают понять твоё отношение к ней.
3.
Определив основные компоненты содержания,
предусмотренные К1—К12, продумай, как будет построена твоя работа. Этот шаг
нужен для того, чтобы понять, как писать, как целесообразнее изложить
содержание.
В твою задачу не входит поразить экспертов
оригинальностью композиции. Работа должна быть чёткой, ясной, последовательной,
логичной. Желательно, чтобы членение на абзацы соответствовало частям работы, а
части легко соотносились с "критериями оценивания" К1—К4.
Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац.
Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.
Поскольку критерии предусматривают использование как минимум двух аргументов при изложении своей точки зрения на проблему, то каждый из них целесообразно выделить в отдельный абзац.
Не забудь про вступление и заключение. По одному абзацу отведи и для одного, и для другого.
Помни: эксперты читают большое количество работ каждый
день. Позаботься о том, чтобы твоя работа хорошо читалась. Пиши разборчиво,
чётко. Графическое оформление работы должно помогать восприятию её содержания.
Работая на экзаменатора, ты работаешь на себя.
4. Запомни: самые неудачные работы те, в которых не
чувствуется смысловой целостности, недостаёт логики и нет соразмерности и
логической связанности частей. Изложение должно быть последовательным и связным.
За это тебе могут добавить 2 балла. И, напротив, в соответствии с К5, баллы не
начисляются, если в работе не просматривается коммуникативный замысел, допущена
хотя бы одна логическая ошибка или имеется хотя бы одно нарушение абзацного
членения текста. Учти: экзаменатор не должен додумывать за тебя то, что
осталось не выражено.
5. Особое
внимание обрати на объём своей работы. Сочинения, содержащие менее 150 слов, не
могут быть оценены высшим баллом. Но не стоит писать и очень длинный текст. У
тебя не так много времени, чтобы написать объёмную работу надлежащего качества.
Оптимальным является объём в 230—250 слов. Если твоя школьная отметка за
сочинения — пятёрка, если ты пишешь с лёгкостью и абсолютно уверен(-а) в себе,
можешь позволить себе и бо´льший объём. Учти, считаются все слова, включая
"маленькие": предлоги, союзы, частицы.
Дома при подготовке к сочинению обязательно
подсчитывай количество слов. Необходимо выработать чувство времени и объёма.
Постоянно контролировать, каким временем ты располагаешь для завершения работы
и какой объём текста тебе ещё предстоит написать.
6. Научись работать с черновиком. Черновик не для
того, чтобы, проверив ошибки, ты всё в точности перенёс в чистовой вариант
работы. Это было бы непозволительной роскошью. Черновик нужен как исходный
вариант для последующего улучшения текста. Научись безжалостно редактировать
черновик. Читая готовую работу, обращай пристальное внимание на то, насколько
точно выражены мысли, чётко ли они сформулированы. Избегай повторов: в пределах
одного абзаца они сразу бросаются в глаза читателю.
Проверь, грамотно ли написан черновик. В случае,
если написание слов или пунктуация вызывают сомнение, лучше поискать
альтернативные варианты оформления мысли.
7. Тщательно проверяй ошибки в готовой работе. Для
этого используй старинный приём: читай текст несколько раз в разной
последовательности. В первый раз — от начала до конца, следя за пунктуацией.
Объясни постановку каждого знака. Встретив запятую, проверь, не нужна ли вторая
запятая, например, при обособлениях, вводных словах и др. необходимых случаях.
Цель следующего прочтения — проверка орфографии. Каждый знает, что главное при
этом не позволять взгляду бегло скользить вдоль строки, а вниманию —
переключаться на анализ содержания. Чтобы этого не случилось, читай текст
по-другому: с конца, предложение за предложением, медленно, побуквенно,
фиксируя взглядом каждую орфограмму.
Как понимает каждый, существенную часть работы по
подготовке к сочинению можно провести заранее. Центр тяжести нужно перенести с
момента экзамена на предэкзаменационную пору. В чём полезно потренироваться?
1. Писать вступления и заключения. Обязательно напиши
их штук по 10—15, а если ощущение лёгкости задачи не появится, то ещё больше:
по 20—25. Существует масса приёмов, позволяющих эффектно начать и закончить
работу. Главное, чтобы вступление и заключение были связаны с основной частью
работы, а не уводили в сторону от её доминирующей идеи. Второе, на что нужно
обратить внимание, это объём. И вступление, и заключение должны быть достаточно
краткими, лаконичными. Только тогда они будут работать на тебя, а не против
тебя.
Знаю, кто-то скажет: «За вступление и заключение баллы не ставят». Да, отдельно эти части работы не оцениваются, но... 2 балла можно получить за К5, то есть за целостность работы, связность и логичность изложения, за то, как в сочинении прослеживается коммуникативный замысел. Без вступления и заключения работа будет неполной. Это не страшно для тех, кто мечтает о тройке или надеется на четвёрку. Но для претендентов на высокий тестовый балл важна каждая мелочь.
Знаю, кто-то скажет: «За вступление и заключение баллы не ставят». Да, отдельно эти части работы не оцениваются, но... 2 балла можно получить за К5, то есть за целостность работы, связность и логичность изложения, за то, как в сочинении прослеживается коммуникативный замысел. Без вступления и заключения работа будет неполной. Это не страшно для тех, кто мечтает о тройке или надеется на четвёрку. Но для претендентов на высокий тестовый балл важна каждая мелочь.
Мое мнение: если без вступления еще как-то можно
обойтись, то без заключения — никак. Сочинения без концовки выглядят
незаконченными, прерванными на полуслове.
2. Стоит потренироваться в формулировании проблемы исходного текста.
Образцы таких формулировок есть в достаточном количестве в пособиях ФИПИ
(начиная с 2011 года). Эти формулировки не нужно заучивать. Их не стоит
повторять. Они не идеал. См. об этом чуть ниже. Но нечто подобное нужно
научиться создавать самим. В учебных целях очень полезно составить список,
содержащий перечень формулировок различных проблем. Это отличная тренировка.
Занявшись этой работой, вы скоро увидите, что список не бесконечен, поскольку
проблемы начнут повторяться. Иногда с незначительными вариациями. Текстов
гораздо больше, чем проблем. Прочитав, к примеру, сто разных текстов, вы
обнаружите, что 20—25 из них посвящены военной теме и объединены не только ею,
но и схожими проблемами.
3. Более всего в домашних
заготовках нуждается та часть вашего будущего сочинения, в которой вы будете
обращаться к произведениям литературы и публицистики, истории и современной
жизни общества, своему жизненному опыту за примерами, подтверждающими вашу
точку зрения на проблему. К4 называет это "аргументацией экзаменуемым
собственного мнения по проблеме".
Ты сам(а) можешь составить свой банк аргументов и пояснений к ним.Последний и самый бесспорный совет: к заданию 25 готовиться нужно, причём всем. Это можно делать по-разному, но в любом случае — отдавая себе отчёт в том, что и с какой целью ты делаешь.
Желаю тебе удачи! Да, и хорошего всем исходного
текста!
Комментариев нет:
Отправить комментарий