Энциклопедия аргументов

Проблема

Аргументы
Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка
Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь  пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.

Положительные процессы, связанные с изменением языка
1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками. 2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».

Духовное совершенствование человека
1) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть). http://5-ege.ru/ 2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников  проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к  социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении.

Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека
Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что  книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению.

Низкое качество современной литературы
Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков.

Проблема духовности в современном мире
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского  – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Проблема нравственной прочности человека, совести
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».

Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме
Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что  есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом. А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение. М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.

Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология)
В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло,  значит, он допускает существование зла везде. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее  флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.

Проблема памяти о детстве
Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности.
Взаимоотношения человека и природы, красота природы
Ф.И. Тютчев, лирика.  Человек у него – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. С.Есенин, лирика. Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы.

Проблема понимания красоты
Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве. Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно  возродить мир.

Проблема дружбы
1)                 Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова. 2)                 Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»). 3)                 А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только, как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз: Друзья мои, прекрасен наш союз! Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг.

Проблема любви
Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота. Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне. А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви. Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»). Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.

Проблема ревности
Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.

Проблема выбора жизненного пути
1.                  И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку. 2.                  А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

Проблема отцов и детей, современной молодежи
1)                 А.Н. Островский, драма «Гроза». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова он показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара). 2)                 И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Базаров  – представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирения и единства. Столкновение неизбежно.

Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий
А.Н. Островский (драма «Гроза»). Понятие «Темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой – власть денег, грубость, брань. Кабаниха – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль».  Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.

Проблема интеллигентности
Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все. Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Человек и война
Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении. Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.

Проблема одиночества человека в современной мире.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

Ещё дополнительная таблица с аргументами

Проблема роли детства, воспитание.
1)      Л. Толстой трилогия «Детство. Отрочество. Юность.» Главный герой Николенька на всю жизнь сохранил память о детском восприятии мира, о своих ошибках, обидах, о светлых и неприятных моментах жизни, и эти воспоминания поддерживают его,  подсказывают пути поведения. Основы характера и нравственности закладываются в детстве, в семейной атмосфере.
2)      И. А. Гончаров «Обломов». Илья Обломов, выросший в атмосфере Обломовки, не приученный с детства ни к труду, ни к самостоятельности, остаётся таким на всю жизнь.
Проблема одиночества.
1)      Чацкий из комедии Грибоедова «Горе от ума» не такой,   как остальные: не думает о власти, богатстве, не льстит. Объявлен сумасшедшим, он странен в глазах окружающих, и страшно одинок, потому что его никто не поддерживает в фамусовском обществе: он не богат, не имеет высокого чина.
Проблема свободы.
1)      Лермонтов «Мцыри» (поэма). Герой не может жить в неволе, ценой жизни пытается вырваться на свободу, зато умирает счастливым, так как понял и увидел, что такое свобода.
Проблема милосердия и сострадания.
1)      В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главная героиня Маргарита на балу, когда ей предложено выполнить любое её пожелание.   просит не за Мастера, а за Фриду, этим самым демонстрируя образец истинного милосердия и великодушия.
2)      В романе «Война и Мир» Л. Толстого. Наташа Р. отдает подводы, чтобы можно было вывезти из Москвы раненых, семья разорена, но никто не упрекнул её в этом, так как семье Ростовых присущи  чувства милосердия и сострадания.
Проблема эгоизма и превосходства, влияние обстоятельств и окружающего общества на характер человека.
1)      Онегин  из романа А. С .Пушкина «Евгений Онегин» и Печорин из «Героя нашего времени» - эгоисты, заставляют страдать окружающих, страдают сами, виной тому их воспитание, образ жизни и общество, которое сделало их такими.
Проблема верности долгу, ответственности.
1)      Татьяна Ларина в романе Пушкина «Е-О» любит Евгения, но, когда герой признаётся ей в любви, находит в себе силы отказаться от счастья, потому что замужем за генералом  и в ней развито высокое чувство долга.
Проблема материального и духовного.
1)      Н. В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» в образе Плюшкина показал, как стяжательство, жадность, вещизм приводят к тому, что человек теряет душу и становится «прорехой на человечестве».
Проблема желания выдать себя не за того, кто ты есть на самом деле.
1)      Н. В. Гоголь комедия «Ревизор». Хлестаков пускает пыль в глаза окружающим, он смешон и опасен одновременно, потому что представляет не только свою личность, но и тот чиновничий аппарат, к которому относится.
Проблема чести и долга.
1)      В повести Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв остаётся верным присяге, хотя это грозит ему смертью, а  Швабрин легко переходит на сторону Пугачёва, потому что корыстолюбив и способен на предательство.
Проблема роли семьи.
1)      Семья Ростовых в романе «Война и Мир» - это образец настоящей семьи, где все дружны, все любят друг друга, и смысл жизни видят в простых житейских радостях, в заботах о близких, такая семья - это опора для каждого.
Проблема самопожертвования.
1)      В романе Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова жертвует собой ради своей семьи, сам автор называет её вечной Сонечкой, так как считает способность к самопожертвованию неистребимой.
2)      Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» вырвал из груди сердце, чтобы осветить им путь людям. Неблагодарные соплеменники не оценили его подвига, растоптали его сердце, но те огоньки, на которое оно рассыпалось, будут освещать путь миллионам других людей.

Проблема наполеонизма и сверхличности.
1)      Л. Толстой убеждён, что нет «величия там, где нет простоты, добра и правды». Наполеон возомнил себя сверхчеловеком, и он осуждён самой историей. Кутузов прост и далёк от желания личной славы, поэтому он любим, и добрая память о нём сохранится в веках. 
Раскольников в романе «Преступление и наказание» пытается доказать себе, что он сверхчеловек, и наказан не только судом, но и собственным поздним раскаянием.
Проблема отцов и детей.
1)      В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров относится с пренебрежением к старшему поколению, в том числе и к своим родителям, которые этого не заслуживают. Однако, несмотря на это его качество,   он остаётся и порядочным, и трудолюбивым  передовым человеком.
2)      В повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин покинут дочерью, умер в одиночестве, а его дочь Дуня испытала раскаяние, но уже ничем не могла исправить своей вины.
Проблема нищеты и несправедливости социального устройства общества.
1)      В романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, испытывающий на себе все тяготы бесправия и нищеты, доводит себя до своей страшной теории, из-за которого идёт на убийство. Нищета и справедливость противоестественны и накладывают на человека, прежде всего на его характер и мировосприятие, удручающий отпечаток.
Проблема предательства.
1)      В повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрий ради красавицы панночки предает своих товарищей, гибнет от руки отца, тем самым писатель показывает, что предатель никогда не будет спокоен и счастлив, потому что на нём кровь преданных им людей.
2)      В повести В. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов дезертирует с фронта, так как боится погибнуть незадолго до победы. Писатель показывает, как постепенно опускается его герой, приобретает полузвериный облик. Он обречён на вечный страх и вечное одиночество. Его жена Настёна, вынужденная жить во лжи, не выдерживает этой ноши: она  покончила жизнь самоубийством. Предательство - страшный поступок, за который расплачивается не только сам предатель, но и те, кто рядом с ним.
Проблема памяти.
1)      В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» ставится проблема памяти  поколений. Посёлок на берегу сибирской реки вот-вот будет затоплен из-за строительства ГЭС Одни жители с радостью покидают дома в надежде на лучшие условия жизни, а Дарья, пожилая женщина, с болью расстаётся с деревней, так как у неё прочная связь с прошлом и память о прошлом. Здесь похоронены её предки, здесь выросли её дети, без- нравственно выбросить из памяти прошлое.
Проблема прогресса.
1)      Не всегда прогресс положителен, так как в жертву ему принесены судьбы людей и их страдания (Распутин "Прощание с Матерой’).Прогресс улучшает материальную сторону жизни ,но наносит урон духовности.
Проблема научной этики.
      1) В романе Дудинцева ‘Белые одежды’ главный герой противостоит тоталитарному режиму, отстаивая свою научную позицию, несмотря на грозящую ему кару. Название романа “Белые одежды” как бы символизирует преклонение автора перед стойкостью ученого.
Проблема неэтичности или этичности научных открытий.
      1) В романе А. Беляева “Голова профессора Доуэля” представлены двое ученых, обладающих противоположными точками зрения на науку. Профессор Доуэль жертвует собой ради научного эксперимента. Его противник ради личной славы способен совершить преступление. Ученый должен быть прежде всего высоконравственным человеком.
Влияние природы на человека.
       1) В романе Толстого ‘Война и мир”Андрей Болконский, потеряв смысл жизни, однажды обращает внимание на огромный дуб, растущий на поляне. Ранней весной этот дуб показался ему погибшим. А весной зазеленевшее дерево возродило Болконского к жизни, заставило его иначе взглянуть на мир, пробудило в нем жажду жизни и деятельности.   
        2)Внутренний мир литературных героев часто раскрывается по их отношению к природе. Наташа Ростова в романе “Война и мир” предстает перед нами искренней, естественной, восторженной и жизнелюбивой в эпизоде ночи в Отрадном, когда она любуется красотой летней ночи.
Роль чтения.
         1) В романе “Е.О” Татьяна Ларина, влюбившись в героя, страдает от того, что не может его понять, но, прочитав книги, которые читал Онегин, она начала понимать его характер, его душу.

         Проблема “маленького человека”  1) В повести Н.В.Гоголя “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин-забитый всеми, униженный, вызывает жалость и сострадание читателя. Тем самым Гоголь подчеркивает, что люди все равны  и каждый имеет право на счастье и на достойную жизнь.
Проблема чинопочитания.
          1)В комедии Гоголя “Ревизор”автор высмеивает чиновников города Н. за их страх перед так называемым ревизором: они все грешны - берут взятки, не выполняют свои обязанности, используют свое служебное положение. Чиновники смешны и нелепы, но вместе с тем это явление опасно, так как калечит души людей.
          2) В рассказе Чехова “Смерть чиновника” главный герой мелкий чиновник Червяков (говорящая фамилия). нечаянно чихнувший на генерала, до того довел страх перед высоким чином, что даже умер от этого.
Проблема отношения вышестоящих к нижестоящим.
           1)В поэме Гоголя “Мертвые души”в облике городских чиновников автор показал безнравственность тех, от кого зависит судьба человека. Облаченные властью, чиновники и градоначальники начинают осознавать свое превосходство над теми, кто от них зависит. И вместе с тем сами вынуждены пресмыкаться перед вышестоящими.
Проблема роли искусства, проблема личности художника, власти денег.
            1)В погоне за материальным любой творец теряет по крупицам свой талант. В повести Гоголя “Портрет”описано, как под влиянием настоящего, талантливого полотна происходит перерождение художника.
            2)В рассказе Тургенева “Певцы”простые люди, слушающие песню в исполнении двух простых, не искушенных в музыке мужиков, начинают иначе смотреть на мир: он словно преображается, становится ярким и добрым. Преображаются и сами исполнители: у них словно появляется сила и красота.
Роль книги в жизни человека.
            1)Книга способна возбудить в человеке самые лучшие чувства: доброту, милосердие, гуманность. В стихотворении “Памятник” Пушкин пишет, “что чувства добрые я лирой пробуждал”.
Проблема величия.
1)      В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого противопоставлены Наполеон и Кутузов. По-настоящему велик русский полководец, так как, по мнению автора, «Нет величия там, где нет простоты, добра  и правды». Именно этими качествами обладает Кутузов, а не Наполеон, возомнивший себя творцом истории.
Проблема патриотизма.
1)      В романе «Война и мир» в минуту серьёзной опасности для России не Растопчин и не другие «отцы города», а простые граждане: купцы, мещане, горожане - приложили все силы, не пожалели последних крох, чтобы отстоять Россию. И Толстой показывает, что патриотизм заключается не в громких словах и красивых фразах, а в способности жертвовать собой ради Родины.
Проблема роли учителя в жизни человека.
1)      В повести В.Быкова «Обелиск» один из главных героев -    сельский учитель. Во время войны вместе с другими жителями деревни был взят в плен, и по недоразумению его обвинили в предательстве, и только после войны выяснилось, что учитель, наоборот, спас своих учеников, прикинувшись предателем. Он до конца был со своими учениками, хотя у него была возможность спастись самому.
2)      В рассказе В.Распутина «Уроки французского» учительница французского языка практически спасает своего ученика от голода. Голодающий мальчик слишком горд, чтобы принять от неё помощь, и тогда ценой собственной репутации молодая учительница придумывает игру, чтобы иметь возможность помочь ученику. Её увольняют из школы, но мальчик на всю жизнь запомнил эту учительницу.
Проблема войны и мира.
1)      Война - противоестественное состояние человечества, и не может быть оправдана никакими соображениями. Потеряв 20000000 жизней во время ВОВ русский народ прекрасно понимает, какая эта трагедия. В нашей лит-ре есть множество произведений, отражающих трагизм войны. В повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой», В. Кондратьева "Сашка", Б. Васильева «А зори здесь тихие» авторы делают акцент на том, что смерть молодых, полных сил, - это невосполнимая потеря для человечества.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души».
1) В поэме перед нами проходит плеяда русских помещиков, каждый из которых как бы демонстрирует одно из проявлений омертвлений души. «Исторический человек» Ноздрёв - пьяница и дебошир, одержимый нелепыми мечтами Манилов, дубинноголовая Коробочка, «прореха на человечестве» Плюшкин, медведеподобный Собакевич - все они   далеки от идеала человека.
2) В поэме «Мёртвые души» перед читателем проходит череда городских чиновников. Верные своей манере Гоголь не показывает ни их деловых качеств, ни их характера, но по тому, как они обрисованы, читатель догадывается, что Гоголь видит в них взяточников, бесчестных, беспринципных, угодливых представителей государства.
3) В поэме «Мёртвые души» есть много размышлений о России и русском народе. Размышлений горьких, честных и оптимистичных. Гоголь сравнивает Русь с тройкой, несущейся по просторам мира, он уверен в хорошем будущем страны. В поэме русский народ предстаёт, с одной стороны, как забитый и бесправный, а с другой  - трудолюбивый, талантливый, находчивый.
Проблема выбора.
1)      В романе «Мастер и Маргарита Иешуа делает выбор,   который грозит ему смертью. Но это не останавливает его, потому что иначе ему пришлось бы поступиться своими принципами  - за это он поплатился жизнью. У Понтия Пилата тоже был выбор, в результате которого он мог бы спасти Иешуа, но подставить свою жизнь под удар. Он выбрал своё благополучие, зато был обречён на долгое мучение.
Проблема истинного искусства.
1)      В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков развенчивает литераторов, которые превратили лит-ру в источник доходов и безбедной жизни. Настоящий писатель в этом романе Мастер, который пострадал за свои идеи, но не отступился. Искусство должно служить правдивому отображению жизни, а не быть средством для достижения каких-то материальных интересов. Поэт Иван Бездомный, прообразом которого является Демьян Бедный, осознаёт свою никчёмность как поэта и начинает писать талантливые произведения.
Проблема экологии. Ответственности человека за состояние планеты.
1)      В повести В.А.Астафьева «Царь-Рыба» писатель предупреждает о катастрофе, грозящей человеку за безответственное, бездумное отношение к природе, которая, не выдержав вмешательства грубого в её жизнь,   начинает мстить человеку различными катаклизмами: обмелевшими реками, высохшими лесами, отсутствием рыбы и зверя.
Проблема вины. Ответственности за поступки.
1)      Понтий Пилат, герой романа «Мастер и Маргарита»,   наказанный бессмертием, всё бы отдал, чтобы вернуть время назад и спасти Иешуа, но, к сожалению, мир устроен так, что он не в силах исправить содеянное, и всю жизнь его преследует образ Га-Ноцри, которого он предал.
Проблема исторической личности
Образ Кутузова, созданный в романе, воплощает принципы Л.Н.Толстого в изображении исторических деятелей.
Кутузов близок и понятен солдатам, понимает их нужды, умеет просто разговаривать с ними. Он поистине народный полководец, потому что прежде всего заботится о судьбе армии, а не о своем карьерном росте. Толстой в романе отмечает гениальный полководческий талант Кутузова. Жизнь Кутузова заполнена ответственностью за свою страну, и он ни с кем не делит эту ответственность, несет ее сам. Войну 1812 года выиграл народ, руководимый Кутузовым. Толстой преклоняется перед своим героем, хотя и его не идеализирует. Смысл его военной стратегии не в том, чтобы «убивать и истреблять людей», а в том, чтобы «спасать и жалеть их». В этом заключается его полководческий и человеческий подвиг.

Также в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» автор обращается к исторической личности Петра 1, говорит об исключительности и заслугах этого великого человека.Благодаря усилиям Петра Россия в своем развитии продвинулась далеко вперед, заметно сократив свое отставание от передовых стран Запада. Нельзя недооценить его личный вклад в строительство Петербурга, флота, победу над шведами. Культурное наследие Петра благодарная России сохранила до наших дней.



НТР И БУДУЩЕЕ


Р. Брэдбери «Электриче­ское тело пою!»
Электрическая бабушка — это машина, созданная, чтобы нести добро, заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, бо­рясь с действительностью, откро­венно враждебной гуманизму.


Р. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту»
В книге изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй — мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.


Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
В романе образ идеальной под­водной лодки «Наутилус» капи­тана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к про­грессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к иде­альному будущему.


Г. Уэллс «Вой­на миров»
Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивле­ние продолжалось всего не­сколько дней. Потом исчезли государство, общество, циви­лизация. Остались лишь обе­зумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подра­зумевается не только это со­бытие, но и разрушительные войны, научные открытия, ко­торые приведут к гибели че­ловечества.

Социальной ответствен­ности уче­ных за их изобрете­ния
Г. Уэллс «Че­ловек- невидимка»
Физик Гриффин открыл со­став, с помощью которого че­ловеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе челове­чества, а о власти и могущест­ве. Попытка Гриффина реали­зовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с ок­ружающими, в результате ко­торого ученый погибает.






РОЛЬ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(ПРОИЗВЕДЕНИЯ 19 ВЕКА)

Писатели и произведения
Год
Сбывшиеся прогнозы и реализованные фантазии:
«С Земли на Луну», Жюль Верн
1867
Ракета
 Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе)
 Реактивный снаряд
 Физика полета
Пусковая установка
Приземление.

«Кирпичная Луна»,- Эдвард Хейл
1869
Искусственный спутник
«20000 лье под водой», Жюль Верн
1870
Электрические пули
Подводная лодка
 Высоковольтная защита корпуса подлодки

«Удар судьбы», Роберт Кроми
1871
Атомное оружие
«Доктор Оке», Жюль Верн
1874
Создание микроклимата в помещениях и на ули­цах
«500 миллионов бегу­мы», Жюль Верн
1879
Межконтинентальные ракеты как оружие
«Глядя назад», Эдвард Беллами
1888
Кредитная карта
«Один день из жизни американского журна­листа в 2889 году», Жюль Верн
1889
Автоматические двери
Одновременная запись и просмотр новостей, ТВ-программ, что ле­жит в основе пишущих DVD-проигрывателей
«Ангел революции», Джордж Гриффит

Ракеты «воздух-земля» с низкой траекторией полета

Летательный аппарат с вертикальным взлетом

«Флаг родины», Жюль Верн
1897
Самонаводящиеся раке­ты и оружие массового поражения
«Война миров», Гер­берт Уэллс
1898
Непосредственное вве­дение питательных ве­ществ в кровь Биологическое оружие Тепловой луч (концеп­ция лазера)

«Спящий пробуждает­ся», Герберт Уэллс
1899
Видеодвойка — совме­щенные плеер и телевизор
Эскалаторы. Электро­станции. Телевидение и книги заменены видео- и аудиозаписями. Появ­ление авиалайнеров.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО ФАНТАСТА И.А. ЕФРЕМОВА

Произве­дения
Предвидения
Подтверждения
Роман «Ту­манность Андроме­ды», 1957
Высказана идея наблюдательной станции-робота, сбрасываемой на исследуемую пла­нету для передачи данных о ее физи­ческих условиях.
Начиная с 60-х годов авто­матические станции побы­вали на поверхностях Лу­ны, Венеры и Марса.

Высказана идея искусственного разведения в океа­не хлореллы для получения белко­вой пищи.
В настоящее время сущест­вуют подобные проекты, имеющие серьезное обос­нование.
Рассказ «Пять кар­тин», 1965
Высказана идея использования льдов Антарктиды в качестве источ­ника пресной во­ды для орошения засушливых рай­онов планеты.
В настоящее время сущест­вует множество подобных технически обоснованных проектов.
Роман «Лезвие бритвы», 1963
Высказана идея лазера, способного излучать под дей­ствием солнечного света, т.е. работать за счет даровой энергии солнца.

Такие лазеры созданы. На­пример, лазер с накачкой излучением солнца, изо­бретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР.
Роман «Час Быка», 1968

Высказана идея скрепления сло­манных костей и их мелких оскол­ков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное сра­стание.
Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспе­чивающие правильное скрепление костей без на­кладывания гипсовых повя­зок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения.


Высказана идея конструкции теле­скопической ба­шенки, выдвигае­мой из свернутой в рулон металли­ческой ленты.
В настоящее время подоб­ные конструкции уже изо­бретены. Так, в изобрете­ниях США предлагаются подобные раздвижные те­лебашни, мачты, антенны, опоры и т.п.

Г. Альтов «Регистр фантастических идей и ситуаций»
Автор изучал идеи классиков – фантастов: Верна, Беляева, Уэллса и др. У него получилось, что около 80% из предложенных идей у этих писателей уже сбылись ( на 60-е годы прошлого века) или сбываются. По его данным, у Жюля Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 прогнозов верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки на 50 своих прогнозтических фантазий.



Комментариев нет:

Отправить комментарий