Образец задания
Текст для выполнения заданий 1—3
(1) Если вы посмотрите
на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской
Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и
одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими
размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов,
запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития
России Сибири уделяется большое внимание.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в
которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово
употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую
этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛАН, -а, муж.
1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь
местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в
горизонтальном разрезе).
2) Заранее намеченная система деятельности,
предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный
п. Работать по плану. Стратегический план. Календарный план.
3) Взаимное расположение частей, краткая программа
какого-нибудь изложения. П. доклада.
4) Место расположения какого-нибудь предмета в
перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-нибудь не первый п. (также
переносное: придать чему-нибудь важное, существенное значение).
5) Масштаб изображения кого- или
чего-нибудь. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).
6) Область проявления чего-нибудь или способ
рассмотрения чего-нибудь, точка зрения (книжное). Действие в спектакле
развивается в двух планах. В теоретическом плане.
Справочная информация
Для выполнения задания 3 необходимо
осознавать несколько моментов.
1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона
слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком
принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена.
2. Слова различны: одни выражают только
единственное лексическое значение, другие — несколько лексических
значений.
Если слово выражает одно лексическое значение, оно
называется однозначным:
ласково, междуречье, какаду, огромный,
овод и другие.
Если слово выражает несколько лексических значений,
оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать,
колено, литься и другие.
Не удивляйтесь, многозначных слов
существенно больше, чем однозначных.
В задании 3 используются
многозначные слова.
Рассмотрим пример. У слова корень выделяют
значения:
1.
Подземная часть растения,
посредством которой оно укрепляется в почве
и получает из земли воду с
растворёнными в ней минеральными веществами.
2.
Внутренняя, находящаяся в теле
часть волоса, зуба, ногтя. Основание,
место соединения органа с телом: корень
языка.
3.
Перен. Начало, источник, основа
чего-либо: корень зла.
4.
Грамм. Основная часть слова (без
приставок и суффиксов),
которая не поддаётся дальнейшему разложению на
составные части.
5.
Мат. Число, дающее данное число
при возведении его в определённую
степень. Извлечь квадратный корень.
См. Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.:
Русский язык. 1986. Т. 2. С. 103
На этом примере видно, что первое значение — главное
(основное, исходное, первичное), остальные — производные от него, то есть
произведены от него. Значит, главное значение лежит в основе производных
наименований. Значения многозначного слова связаны между собой. В
нашем примере значение 3 – переносное, 4 и 5 – термины.
Понять, в каком значении употребляется слово, можно
только из контекста.
Задание 3 даёт контекст, это самое главное.
Совет:
Внимательно прочитайте указанное предложение. Нередко
оно уже содержит подсказку.
Например: Корням растения тесно в маленьком
горшке, поэтому цветы время от времени пересаживают.
Вопрос: В каком из приведённых выше значений
употреблено слово КОРЕНЬ?
Ответ: 1.
Что делать, если подсказки нет?
Попробуйте метод подстановки: поочерёдно вместо обсуждаемого
слова подставляйте синонимы или толкования, представленные в ответах. Вы
увидите, что в большинстве случаев смысл предложения в результате подстановки нарушится.
Потеря смысла — показатель того, что ответ неверный. Сохранение смысла
предложения — свидетельство того, что верный ответ найден.
Комментариев нет:
Отправить комментарий